ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Еще в римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Отсюда коррупция — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Понятие коррупции дано в ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (см. стр. 2).
Субъектом коррупции может быть любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов. Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения незаконных доходов, связанных с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.
Выделяют следующие формы коррупции:
-
бытовая коррупция;
-
деловая коррупция;
-
коррупция верховной власти;
-
коррупция в негосударственном секторе (политических партиях, церкви, профсоюзах, спортивных и благотворительных организациях).
Основные признаки коррупции проявляются в том, что в процессе коррупционной деятельности принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы; стороны действуют по обоюдному согласию, получают незаконные выгоды и преимущества и поэтому стараются скрыть свои действия.
Однако можно выделить и другие признаки рассматриваемого явления:
-
секретность исполнения решений;
-
наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;
-
взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;
-
стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;
-
амбивалентное выполнение двойственных функций (государственных и частных).
Таким образом, коррупция представляет собой системное явление и включает две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).
Наиболее распространенной причиной жизнеспособности коррупции является неразвитость гражданского общества. Вместе с этим выделяются и другие коррупционные факторы: неразвитая нормативная база; недостаточная информированность населения; обширная территория, на которой сложно организовать эффективное управление; значительный объем государственных расходов; нерациональная систему управления общественными процессами; недоверие к власти.
В числе негативных последствий коррупции можно выделить следующие: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; потери налогов (когда налоговые органы присваивают себе их часть); снижение налоговых поступлений в государственный бюджет; отток капитала за рубеж; снижение эффективности работы государственного аппарата; потеря гражданами времени и денег из-за чинимых чиновниками препятствий; воспрепятствование деятельности частных предпринимателей, их разорение; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; серьезное препятствие на пути притока иностранных инвестиций и передовых технологий, и, следовательно, для развития нашей страны; рост социального неравенства; несправедливое распределение доходов, обогащение взяточника за счет общества; падение общественного доверия к системе правосудия и т.п.
В качестве основных мер по борьбе с коррупцией обычно называют ужесточение наказаний, консолидацию усилий гражданского общества и бизнеса, просвещение граждан.
Вместе с тем международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех в ней зависит от целого ряда факторов.
Школьное образование также должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.
Антикоррупционное воспитание школьников осуществляется в неразрывной связи с соответствующим образованием и имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Основная цель антикоррупционного воспитания в школе – сформировать антикоррупционное мировоззрение и развить способности, необходимые для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:
-
формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления);
-
формирование комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
-
формирование навыков адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
-
формирование антикоррупционных правовых установок у обучающихся;
-
развитие умений практического применения соответствующих норм права в отношении проявлений коррупции;
-
формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с органами власти;
-
освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией.
Принцип преемственности предполагает, что антикоррупционное образование школьников осуществляется на всех ступенях обучения.
Антикоррупционное образование рассматривается как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали (принцип системности). Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении являются:
-
отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
-
антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции;
-
педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Образование направлено как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и на формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции (комплексность).
При организации антикоррупционного образования важным является учет возрастных особенностей обучающихся. Так, в системе начального образования решение поставленных задач достигается через реализацию программ, направленных на формирование общих нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Предметный разговор о коррупции здесь представляется преждевременным.
В 5–7-х классах возможно решение проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил поведения в классе. В 8–9-х классах решается задача осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. В работе с учащимися 9–11-х классов происходит формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.
Антикоррупционное образование школьников осуществляется через уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы, дискуссии и тренинги, следовательно интегрируется в образовательный процесс. При проведении уроков и классных часов необходимо использовать активные формы антикоррупционного просвещения школьников, например:
-
конкурсы (сочинений, эссе, рисунков, проектов);
-
гражданские форумы по противодействию коррупции;
-
социально-значимые проекты;
-
проведение социологических исследований;
-
интернет-анкетирование;
-
ролевые игры (суды над коррупцией);
-
дебаты;
-
встречи с представителями правоохранительных органов для квалифицированного освещения данного явления в жизни общества и др.
Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип партнерства).
В целом поведения и мышления (принцип превентивности).
При организации антикоррупционного образования в соответствии с изложенными выше принципами ожидаемым результатом будет подготовка человека, умеющего вести с представителями властных структур диалог на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий; человека, умеющего решать бытовые проблемы, связанные с коррупцией на основе сформированной информационной, личностной и гражданско-правовой компетентностей.
Правовое регулирование:
-
Указ Президента РФ №925 от 28.07.2010г "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции""
-
Федеральный закон №273-ФЗ от 25.12.2008г "О противодействии коррупции"
-
Приказ МКОУ "СОШ с.Милоградово" №125/6A от 31.08.2016 "Об организации антикоррупционной деятельности"
-
План мероприятий по противодействию коррупции МКОУ "СОШ с.Милоградово" на 2017-2018 учебный год (утвержден приказом МКОУ "СОШ с.Милоградово" от 31 августа 2017 года, приказ №111. )
-
Положение о добровольных пожертвованиях в сфере образования (приказ №9/1A от 10.01.2012г)