МКОУ "СОШ с. Милоградово"

Антикоррупционная деятельность

 

 

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Еще в римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Отсюда коррупция — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Понятие коррупции дано в ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (см. стр. 2).

Субъектом коррупции может быть любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов. Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения незаконных доходов, связанных с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют следующие формы коррупции:

  • бытовая коррупция;

  • деловая коррупция;

  • коррупция верховной власти;

  • коррупция в негосударственном секторе (политических партиях, церкви, профсоюзах, спортивных и благотворительных организациях).

 

Основные признаки коррупции проявляются в том, что в процессе коррупционной деятельности принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы; стороны действуют по обоюдному согласию, получают незаконные выгоды и преимущества и поэтому стараются скрыть свои действия.

Однако можно выделить и другие признаки рассматриваемого явления:

  • секретность исполнения решений;

  • наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;

  • взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;

  • стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;

  • амбивалентное выполнение двойственных функций (государственных и частных).

Таким образом, коррупция представляет собой системное явление и включает две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).

Наиболее распространенной причиной жизнеспособности коррупции является неразвитость гражданского общества. Вместе с этим выделяются и другие коррупционные факторы: неразвитая нормативная база; недостаточная информированность населения; обширная территория, на которой сложно организовать эффективное управление; значительный объем государственных расходов; нерациональная систему управления общественными процессами; недоверие к власти.

В числе негативных последствий коррупции можно выделить следующие: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; потери налогов (когда налоговые органы присваивают себе их часть); снижение налоговых поступлений в государственный бюджет; отток капитала за рубеж; снижение эффективности работы государственного аппарата; потеря гражданами времени и денег из-за чинимых чиновниками препятствий; воспрепятствование деятельности частных предпринимателей, их разорение; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; серьезное препятствие на пути притока иностранных инвестиций и передовых технологий, и, следовательно, для развития нашей страны; рост социального неравенства; несправедливое распределение доходов, обогащение взяточника за счет общества; падение общественного доверия к системе правосудия и т.п.

В качестве основных мер по борьбе с коррупцией обычно называют ужесточение наказаний, консолидацию усилий гражданского общества и бизнеса, просвещение граждан.

Вместе с тем международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех в ней зависит от целого ряда факторов.

Школьное образование также должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Антикоррупционное воспитание школьников осуществляется в неразрывной связи с соответствующим образованием и имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Основная цель антикоррупционного воспитания в школе – сформировать антикоррупционное мировоззрение и развить способности, необходимые для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции.

Достижение данной цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

  • формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления);

  • формирование комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  • формирование навыков адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • формирование антикоррупционных правовых установок у обучающихся;

  • развитие умений практического применения соответствующих норм права в отношении проявлений коррупции;

  • формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с органами власти;

  • освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией.

Принцип преемственности предполагает, что антикоррупционное образование школьников осуществляется на всех ступенях обучения.

Антикоррупционное образование рассматривается как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали (принцип системности). Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении являются:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции;

  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Образование направлено как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и на формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции (комплексность).

При организации антикоррупционного образования важным является учет возрастных особенностей обучающихся. Так, в системе начального образования решение поставленных задач достигается через реализацию программ, направленных на формирование общих нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Предметный разговор о коррупции здесь представляется преждевременным.

В 5–7-х классах возможно решение проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил поведения в классе. В 8–9-х классах решается задача осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. В работе с учащимися 9–11-х классов происходит формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.

Антикоррупционное образование школьников осуществляется через уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы, дискуссии и тренинги, следовательно интегрируется в образовательный процесс. При проведении уроков и классных часов необходимо использовать активные формы антикоррупционного просвещения школьников, например:

  • конкурсы (сочинений, эссе, рисунков, проектов);

  • гражданские форумы по противодействию коррупции;

  • социально-значимые проекты;

  • проведение социологических исследований;

  • интернет-анкетирование;

  • ролевые игры (суды над коррупцией);

  • дебаты;

  • встречи с представителями правоохранительных органов для квалифицированного освещения данного явления в жизни общества и др.

Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип партнерства).

В целом поведения и мышления (принцип превентивности).

При организации антикоррупционного образования в соответствии с изложенными выше принципами ожидаемым результатом будет подготовка человека, умеющего вести с представителями властных структур диалог на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий; человека, умеющего решать бытовые проблемы, связанные с коррупцией на основе сформированной информационной, личностной и гражданско-правовой компетентностей. 

Правовое регулирование:

  1. Указ Президента РФ №925 от 28.07.2010г "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции""

  2. Федеральный закон №273-ФЗ от 25.12.2008г "О противодействии коррупции"

  3. Приказ МКОУ "СОШ с.Милоградово" №125/6A от 31.08.2016 "Об организации антикоррупционной деятельности"

  4. План мероприятий по противодействию коррупции МКОУ "СОШ с.Милоградово" на 2017-2018 учебный год (утвержден приказом МКОУ "СОШ с.Милоградово" от 31 августа 2017 года, приказ №111. )

  5. Положение о добровольных пожертвованиях  в сфере образования (приказ №9/1A от 10.01.2012г)

 

Дата последнего обновления страницы 14.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения