ГлавнаяПротиводействие коррупцииИнформационные материалы

Информационные материалы

Отчёты и аналитические материалы

Информация для граждан

    ПАМЯТКА для граждан противодействие коррупции»


    КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

    ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

    по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

    по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

    по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации).

    ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

    Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).Получение взятки - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации). Дача взятки - дача взятки должностному лицу лично или через посредника (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации).

    ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

    ПРЕДМЕТЫ – деньги, в том числе валюта, банковские чеки, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

    УСЛУГИ И ВЫГОДЫ – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

    ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ФОРМА ВЗЯТКИ – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонорара за лекции, статьи и книги, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

    ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ - использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (статья 201 Уголовного кодекса Российской Федерации).

    ПОДКУП - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

    КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

    Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь специалиста состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги; никакие "опасные" выражения при этом не допускаются; В ходе беседы специалист, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос ("не смогу помочь", "это незаконно", "у меня нет таких возможностей"), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте) сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумага, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю; Специалист может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель; вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

    ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА)

    вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп

    внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов)

    постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи

    поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа

    не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.


    Если вы приняли решение согласно своей гражданской позиции, совести и жизненному опыту, у вас возникают два варианта действий:

    Первый вариант - прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми.

    Второй вариант - встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек в любых ситуациях должен сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления.

    Если Вы избираете второй вариант – Вам следует обратиться с имеющейся информацией о коррупционных действиях в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в правоохранительные органы: прокуратуру, Федеральную службу безопасности, полицию.

    Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

    В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

    В правоохранительном органе Вам обязаны выдать талон-уведомление с отметкой о регистрации сообщения (заявления), в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа.

    Полученное от Вас сообщение (заявление) в правоохранительном органе должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

    Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, кому поручено заниматься исполнением Вашего заявления и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

    В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, краевых, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

    В сообщении о факте вымогательства взятки укажите: место, время, лиц, вымогающих взятку, при каких обстоятельствах вымогалась взятка, сумму взятки, время и место и иные условия, о которых вы договорились с лицом, вымогающем у Вас взятку.



Памятки, буклеты, плакаты антикоррупционной направленности

    Материалы антикоррупционной направленности для всех участников образовательных отношений:
    ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Еще в римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Отсюда коррупция — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

    Понятие коррупции дано в ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (см. стр. 2).

    Субъектом коррупции может быть любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов. Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения незаконных доходов, связанных с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

    Выделяют следующие формы коррупции:

    бытовая коррупция;

    деловая коррупция;

    коррупция верховной власти;

    коррупция в негосударственном секторе (политических партиях, церкви, профсоюзах, спортивных и благотворительных организациях).



    Основные признаки коррупции проявляются в том, что в процессе коррупционной деятельности принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы; стороны действуют по обоюдному согласию, получают незаконные выгоды и преимущества и поэтому стараются скрыть свои действия.

    Однако можно выделить и другие признаки рассматриваемого явления:

    секретность исполнения решений;

    наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;

    взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;

    стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;

    амбивалентное выполнение двойственных функций (государственных и частных).

    Таким образом, коррупция представляет собой системное явление и включает две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).

    Наиболее распространенной причиной жизнеспособности коррупции является неразвитость гражданского общества. Вместе с этим выделяются и другие коррупционные факторы: неразвитая нормативная база; недостаточная информированность населения; обширная территория, на которой сложно организовать эффективное управление; значительный объем государственных расходов; нерациональная систему управления общественными процессами; недоверие к власти.

    В числе негативных последствий коррупции можно выделить следующие: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; потери налогов (когда налоговые органы присваивают себе их часть); снижение налоговых поступлений в государственный бюджет; отток капитала за рубеж; снижение эффективности работы государственного аппарата; потеря гражданами времени и денег из-за чинимых чиновниками препятствий; воспрепятствование деятельности частных предпринимателей, их разорение; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; серьезное препятствие на пути притока иностранных инвестиций и передовых технологий, и, следовательно, для развития нашей страны; рост социального неравенства; несправедливое распределение доходов, обогащение взяточника за счет общества; падение общественного доверия к системе правосудия и т.п.

    В качестве основных мер по борьбе с коррупцией обычно называют ужесточение наказаний, консолидацию усилий гражданского общества и бизнеса, просвещение граждан.

    Вместе с тем международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех в ней зависит от целого ряда факторов.


    Школьное образование также должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

    Антикоррупционное воспитание школьников осуществляется в неразрывной связи с соответствующим образованием и имеет свои особенности. Рассмотрим их.

    Основная цель антикоррупционного воспитания в школе – сформировать антикоррупционное мировоззрение и развить способности, необходимые для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции.

    Достижение данной цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

    формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления);

    формирование комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

    формирование навыков адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

    формирование антикоррупционных правовых установок у обучающихся;

    развитие умений практического применения соответствующих норм права в отношении проявлений коррупции;

    формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с органами власти;

    освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией.

    Принцип преемственности предполагает, что антикоррупционное образование школьников осуществляется на всех ступенях обучения.

    Антикоррупционное образование рассматривается как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали (принцип системности). Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении являются:

    отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

    антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции;

    педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

    Образование направлено как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и на формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции (комплексность).

    При организации антикоррупционного образования важным является учет возрастных особенностей обучающихся. Так, в системе начального образования решение поставленных задач достигается через реализацию программ, направленных на формирование общих нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Предметный разговор о коррупции здесь представляется преждевременным.

    В 5–7-х классах возможно решение проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил поведения в классе. В 8–9-х классах решается задача осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. В работе с учащимися 9–11-х классов происходит формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.

    Антикоррупционное образование школьников осуществляется через уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы, дискуссии и тренинги, следовательно интегрируется в образовательный процесс. При проведении уроков и классных часов необходимо использовать активные формы антикоррупционного просвещения школьников, например:

    конкурсы (сочинений, эссе, рисунков, проектов);

    гражданские форумы по противодействию коррупции;

    социально-значимые проекты;

    проведение социологических исследований;

    интернет-анкетирование;

    ролевые игры (суды над коррупцией);

    дебаты;

    встречи с представителями правоохранительных органов для квалифицированного освещения данного явления в жизни общества и др.

    Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип партнерства).

    В целом поведения и мышления (принцип превентивности).

    При организации антикоррупционного образования в соответствии с изложенными выше принципами ожидаемым результатом будет подготовка человека, умеющего вести с представителями властных структур диалог на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий; человека, умеющего решать бытовые проблемы, связанные с коррупцией на основе сформированной информационной, личностной и гражданско-правовой компетентностей.


  • Что такое коррупция и как с ней бороться (PDF; 680.58 Кб )
  • Брошюра Подростку 14-18 лет о его правах, обязанностях и ответственности (PDF; 3.56 Мб )
  • Брошюра Наши права и обязанности изучаем вместе. Подростку 12-16 лет о его правах, обязанностях и ответственности (PDF; 1.85 Мб )

Информация о проведении просветительских мероприятий в образовательном учреждении
Внеклассное мероприятие «По законам справедливости» в 8-9 классах.
    Дата проведения:
    20.11.2020


Информация о поступивших обращениях граждан
  • Обращений не поступало